RU
EN
|
Доли операторов сотовой связи в городах Центральной России29.05.2012
Компания «Старт Маркетинг» провела исследование, в котором выяснила, каким сотовым операторам отдают предпочтение жители разных городов Центральной России.
В ходе исследования было опрошено 3600 респондентов, проживающих в Брянске, Воронеже, Липецке, Пензе, Самаре, Саратове, Тамбове и Туле. Исследователей интересовал «костяк» экономически активного населения – люди в возрасте от 25 до 54 лет – которым было предложено ответить на вопросы анкеты. Распределение долей сотовых операторов в исследуемых городах отражено в диагр. 1-8. ![]() Примечание: В диаграмме рассмотрены основные операторы сотовой связи в регионах. Если в том или ином регионе существуют и другие операторы, кроме перечисленных, то их доля среди аудитории 25-54 лет составляет менее 1%. Как видно из диаграмм, сотовые операторы, входящие в «большую тройку» (Билайн, МегаФон, МТС), занимают разные позиции в исследуемых городах:
Выделить в «большой тройке» лидера проблематично. Имея значительную долю аудитории по всей исследуемой географии, «Билайн», «МегаФон» и «МТС» меняются местами в отдельных городах. «Билайн» лидирует в Пензе и Брянске. «МТС» обгоняет своих конкурентов в Саратове. «МегаФон» имеет беспрецедентно высокую долю абонентов в Самаре. Положение игроков «большой тройки» хотя и является достаточно прочным – сильно зависит от региональной конъюнктуры. Большое влияние на распределение долей в том или ином городе оказывает присутствие крупных межрегиональных операторов. В качестве примера можно привести «Tele 2». Не являясь игроком «большой тройки» (прежде всего, в силу ограниченной географии оказания услуг), этот оператор уверенно лидирует в большинстве регионов своего присутствия. Доля «Tele 2» в Тамбове – 30%, в Туле – 33%, в Воронеже – 43%, в Липецке – 53%, что соответствует первым позициям в региональных рейтингах. Исключением является Брянск, где «Tele 2» уступает «Билайну» и «МТС». Отдельно следует рассмотреть российских операторов, которые, в отличие от «Tele 2», не входят в иностранные холдинги. Это «Смартс», «Ростелеком» (работающий в исследуемых городах под брендами «Тамбов GSM» и «НСС» ) и «Кодотел». Они присутствуют далеко не во всех регионах и их положение в конкурентной среде варьируется от достаточно стабильного до неустойчивого. Так, абонентами оператора «Смартс» являются 25% жителей Пензы. В этом городе «Смартс» занимает третье место по доле аудитории. В то же время в Самаре доля оператора «Смартс» составляет только 4%, а в Саратове – 2%. В трех исследуемых городах (Пензе, Саратове и Тамбове) действуют филиалы оператора «Ростелеком». Однако доля его абонентов невелика: в Саратове она составляет 9%, в Пензе – 7%, в Тамбове – 4%. Еще менее прочны позиции локального оператора «Кодотел» (г. Воронеж). Его абонентами являются только 2% жителей города. Уровень дохода респондентов и их предпочтения на рынке сотовой связи Исследование «Старт Маркетинг» показало, что абоненты разных сотовых операторов отличаются друг от друга по некоторым социально-демографическим показателям. В частности, отличия касаются возраста и уровня дохода. Средний доход абонентов разных сотовых операторов приведен в диаграмме ниже.
Диаграмма 9. Средний доход абонентов сотовых операторов (руб./мес.)
Как видно из диаграммы, наибольший доход зафиксирован у абонентов «большой тройки», а наименьший – у пользователей межрегиональных сетей («Tele 2», «Ростелеком», «Смартс»). Это во многом обусловлено ценовой политикой операторов. Абонентское обслуживание со стороны «МТС», «МегаФона» и «Билайна» обходится пользователям дороже, чем обслуживание межрегиональных операторов. Вот почему вокруг «большой тройки» концентрируется наиболее платежеспособная аудитория. Связь межрегиональных операторов дешевле, ведь для них ценовая доступность – главное оружие конкурентной борьбы. Поэтому и среднестатистический абонент «Смартса», «Tele 2» или «Ростелекома» имеет более низкий доход, чем абонент любого из операторов «большой тройки». Однако дешевизна не всегда является единственным преимуществом межрегиональных операторов. Иногда она сочетается с широким техническим охватом и достойным качеством связи. Яркий пример – все тот же оператор «Tele 2». Недорогая, но при этом качественная связь «Tele 2» быстро выбилась в лидеры по числу абонентов в регионах своего присутствия. По заявлениям некоторых экспертов рынка, экспансия «Tele 2» в регионы искусственно сдерживается «большой тройкой», которая осознает, какую опасность представляет для нее этот скандинавский оператор, позиционирующий себя как сотовый дискаунтер. Возраст респондентов и их предпочтения на рынке сотовой связи Чтобы проверить наличие корреляции между возрастом респондентов и тем, какой сотовой связью они пользуются, выборка была разделена на две возрастные группы:
Затем предпочтения на рынке сотовой связи были проанализированы для каждой возрастной группы без учета разбивки по городам (см. диаграмму).
Диаграмма 10. Изменение доли сотовых операторов с увеличением возраста абонентов (без разбивки по городам)
Из диаграммы 10 можно сделать следующие выводы:
Чтобы подтвердить полученные выводы, предпочтения различных возрастных групп были рассмотрены с учетом географии их проживания. На диаграмме 11 стрелками показано изменение доли аудитории того или иного оператора с переходом от возрастного интервала 25 – 34 лет (он обозначен точкой) к возрастному интервалу 35 – 54 лет (он обозначен наконечником стрелки).
Диаграмма 11. Изменение доли сотовых операторов с увеличением возраста абонентов (с разбивкой по городам)
Очевидно, что данные диаграммы 11 подтверждают выводы относительно возрастного профиля абонентов «Tele 2» и «МТС». При этом, оперируя разбивкой по городам, можно сделать ряд дополнительных выводов относительно межрегиональных операторов:
Портретные характеристики абонентов На основе полученных данных компания «Старт Маркетинг» составила характеристику абонентов, пользующихся услугами основных игроков рынка сотовой связи (см. таблицу). ![]()
Таблица. Характеристика абонентов основных игроков рынка сотовой связи
По мнению Людмилы Свиридовой, аналитика компании «Старт Маркетинг», рынок сотовой связи в городах Центральной России можно считать сложившимся и каких-либо существенных изменений в распределении долей между операторами в ближайшее время не предвидится. Из вероятных сценариев стоит рассмотреть разве что постепенное усиление «Tele 2» в случае расширения географии его присутствия (на данный момент оператор имеет лицензии на оказание услуг сотовой связи только в 43 субъектах РФ). Поэтому главная задача игроков «большой тройки» - удержать свои позиции под натиском агрессивного конкурента. В остальном рынок развивается по всем правилам концентрации капитала: второстепенным игрокам грозит либо вытеснение, либо поглощение со стороны более крупных компаний. В качестве примера можно привести оператора «Смартс», который в разное время мог быть выкуплен «Вымпелкомом», «МТС» и «Tele 2». Причем, по имеющимся данным, переговоры о покупке «Смартс» продолжаются. Предыдущая публикация: Старт Маркетинг: «Социальные сети догоняют ТВ по популярности» |
Тамбовский офис: г. Тамбов, ул. Советская, 191, офис 310. Телефоны: +7 (4752) 700-128, 700-129