Маркетинговое планирование

Реклама на телевидении России

Клиент:
Пароль:

Популяризация чтения в видеороликах и телевизионных сюжетах: российский опыт

ТВ-реклама / Дополнительно / 12.09.2013

Популярность чтения в России продолжает снижаться. Современные школьники, да и взрослые люди тоже, все чаще скрашивают свой досуг компьютерными играми и просмотром видео в интернете. Впрочем, общественники при поддержке власти и бизнеса не бездействуют. Они пытаются вернуть россиянам статус самой читающей нации. Для популяризации чтения используются все те же востребованные у целевой аудитории каналы коммуникации – телевидение и интернет.

Автор статьи: Роман Дыкин (Старт Маркетинг)

Мрачная статистика

По данным «Левада-Центра», лишь 10% процентов наших соотечественников ежедневно читают книги, а вот доля россиян, вообще не читающих книги, в последние годы приблизилась к половине населения. Причем наиболее резкий спад интереса к литературе произошел в 2008 году, очевидно, на волне финансового кризиса.

По совокупному количеству часов, затрачиваемых на чтение, россияне уже давно уступают китайцам, индусам и некоторым другим «продвинутым» азиатским нациям. С европейцами в этом плане мы практически сравнялись, хотя раньше безоговорочно их опережали (статистика NOP World).

Что же делается, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию? В этой статье мы рассмотрим несколько ярких коммуникационных кампаний последних лет, в задачу которых входила пропаганда чтения среди населения. Многие из представленных ниже видеороликов являются прекрасными образцами рекламного креатива и будут полезны всем, кто интересуется рекламой на телевидении и вирусным маркетингом.

 

Проект: «Книги в парках»

Заказчики: Правительство Москвы, Институт книги

Год: 2013


«Книги в парках» - это не просто коммуникационная кампания, а ежегодное мероприятие  организуемое Правительством Москвы для пропаганды чтения. Суть мероприятия в том, что в течение лета в специально выбранных столичных парках разворачивается публичная библиотека с внушительным выбором литературы. Одновременно это библиотека является и книжным базаром: литературную классику и новинки здесь можно покупать по сниженным ценам.

Для того, чтобы привлечь москвичей и гостей столицы в парки, в 2013 году организаторы мероприятия выпустили серию вирусных видеороликов, которые получили широкое распространение в интернете. В съемках приняли участие реальные люди, а именно – столичные таксисты, каждый из которых по дороге в Парк (здесь, конечно же, обыгрывается омонимическое сходство между таксопарком и собственно городским парком) зачитывал строки из своих любимых произведений. Надо сказать, что ролики смотрятся очень профессионально. А поскольку цитаты из Носова, Экзюпери, Чехова, Стругацких целенаправленно подобраны не очень известные, зритель на первых секундах ролика искренне не может понять, с чего это таксист сподобился на такой откровенный монолог и с кем он, собственно, говорит о наболевшем? Это интригует и заставляет просмотреть рекламу до конца.

 

 

Проект: «Читающий город»

Заказчики: Российский книжный союз, Правительство Москвы

Год: с 2012 по настоящее время


В отличие от других перечисленных выше проектов, "Читающий город" - проект долгоиграющий. У него есть собственный сайт и страничка "Вконтакте", на которых выкладываются книжные рецензии, анонсы мероприятий и статьи по книжной тематике. Правда, сейчас сайт почти не обновляется. Хочется верить, что не из-за падения интереса организаторов к популяризации чтения, а из-за периода летних отпусков...

С 2012 года в рамках проекта "Читающий город" проводились различные акции, самая громкая из которых - "Книга - лучший подарок". Участником акции мог стать любой москвич, способный прочитать отрывок из классического произведения или четверостишие на выбор. Ему вручалась в подарок книга, а самым эрудированным прохожим - еще и оригинальная суперобложка.

Видеосюжет об акции "Книга - лучший подарок" есть в социальных сетях и на порталах многих столичных СМИ. Сам по себе сюжет получился весьма занимательным, т.к. ярко продемонстрировал "эрудированность" среднестатистического москвича...Неудивительно, что он стал распространяться в интернете подобно вирусу и стал эффективным инструментом социального маркетинга.

 

Проект: «Занимайся чтением!»

Заказчики: Роспечать, Союз книготорговцев

Год: 2012


Основная идея кампании – придать образам классиков отечественной литературы (Пушкину, Толстому, Чехову)  современный колорит и использовать их для популяризации чтения среди молодежи. В рекламных материалах кампании классики предстают в образе эдаких «интеллект-тренеров», которые учат аудиторию чтению так же, как спортсмены изучают различные физические упражнения.

Характерные цитаты из полиграфической рекламы:

Пушкин: «Начинай с небольших текстов и постепенно увеличивай нагрузку!»

Толстой: «Не сдавайся – на 500-й странице откроется второе дыхание!»

Чехов: «3 подхода по 7 страниц ежедневно и результат заметен через неделю!»

Квинтэссенцией кампании стал видеоклип, в котором также была воссоздана атмосфера спортивной тренировки, а актер в образе Пушкина исполнил проникновенный рэп о том, насколько модно и круто читать книги.

Как и следовало ожидать, кампания породила в интернете море дискуссий. Основной вопрос критиков: можно ли для пропаганды чтения так издеваться над образами литературных классиков? Вопрос так и остался без ответа. Что не помешало кампании получить некоторую известность в сети и за ее пределами. Возможно, кто-то даже подсел на Чехова.

 

Проект: «Читай книги, будь личностью»

Заказчики: ЭКСМО

Год: 2011


Интерес издательства «ЭКСМО» к популяризации чтения в России вполне очевиден. В последнее время из-за зацикленности молодежи на мобильных приложениях и интернет-контенте, «ЭКСМО», как и большинство издательств, теряет реальные деньги.

Чтобы отвоевать свою аудиторию, российский книжный гигант готов вкладываться. Это видно по составу персон-шоу бизнеса, привлеченных в 2011 году для съемок в социальной рекламе издательства. Здесь вам и Мумий Тролль, и Ксения Собчак, и Антон Комолов, и Ольга Шелест, и Артемий Троицкий.

Надо сказать, пропаганда книголюбия у «Эксмо» получилась весьма специфической, с некоторым даже эротическим оттенком.

Характерные цитаты из полиграфической рекламы:

А. Троицкий: «Люблю прилечь с «Госпожой Бовари».

К. Собчак: «Ночь с «Мартином Иденом» была незабываема».

Такой подход к содержательной части кампании крайне смутил некоторых высокоморальных блоггеров. И порадовало аморальных. В общем, незамеченной задумка «Эксмо» не осталась.

 

Проект: «Матч за чтение»

Заказчики: Фонд «Народная инициатива», Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы

Год: 2010


Есть такой стереотип, что спортсмены – люди недалекие. Проводя свою кампанию по пропаганде чтения, фонд «Народная инициатива», видимо, решил одновременно ударить еще и по этому стереотипу, ведь в качестве главных пропагандистов были привлечены футболисты «Зенита», «ЦСКА» и «Локомотива».

И действительно, когда смотришь, как некоторые известные спортсмены бойко рассуждают о своих любимых произведениях и последних прочитанных книгах, начинаешь невольно проникаться к ним уважением и прощать даже очевидные футбольные промахи.

Такой вот синергетический эффект от кампании.

Наружную рекламу с начитанными российскими футболистами москвичи, наверное, помнят. А телевизионный сюжет о ходе фотосессии и общении спортсменов с народом, по данным организаторов, был показан на каналах «Культура», «5 канал», «НТВ», «НТВ Спорт» и «ТВЦ».

 

Предыдущая статья:
Семь смертных грехов в рекламе. Часть 3 - Гнев

Заказ ТВ-рекламы

Национальный сервис телевизионного информирования Media SM с 2006 года оказывает услуги по размещению рекламы на телеканалах России в федеральном эфире, а также в местных блоках отдельных регионов:

АБВГЕИЙКЛМНОПРСТУХЧЭЮЯ

Выбор регионов по федеральным округам:
Новости ТВ-сервиса: 19.08.2016Добавлен материал "Реклама на каналах «Триколор ТВ»"
01.07.2016Добавлен раздел "ТелеПалитра Хабаровск"
01.07.2016 Добавлен раздел "Вариант Владимир"
30.11.2015Добавлен материал "ТВ-реклама: на границе с законом"
16.12.2014Добавлен материал "Эффективные виды новогодней рекламы"
11.12.2014Добавлен раздел "Первый Грозный"
11.12.2014Добавлен раздел "Первый Южно-Сахалинск"
10.12.2014Добавлен раздел "Первый Хабаровск"
10.12.2014Добавлен раздел "Первый Благовещенск"
05.12.2014Добавлен раздел "Первый Петропавловск-Камчатский"
Предложения
других направлений:
Наверх